«Школа ренессанса» в СПбУТУиЭ: «Портрет, что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже»
05.02.20204 февраля в музее университета научный сотрудник Государственного Эрмитажа Марина Власова провела лекцию «Ренессансный портрет: XV – XVI век» из цикла «Школа Ренессанса».
«Портрет, что может быть проще и сложнее, очевиднее и глубже», – говорил Шарль Бодлер. Вторым эпиграфом к лекции можно назвать фразу древнегреческого философа Протагора – «Человек есть мера всех вещей».
Итальянские гуманисты эпохи Возрождения сделали главным объектом внимания человека и вслед за греческим философом утвердили его сущность, как главную меру, «как меру всех вещей». Поэтому одним из самых важных жанров в живописи Ренессанса является именно портрет, то есть изображение человеческого лица.
В отличие от живописи Северной Европы, где портрет уже обособился в самостоятельную станковую картину, в итальянском Раннем Возрождении портрет ещё в большом количестве встречается включенным в монументальную живопись и алтарную картину. Марина Власова рассказала слушателям о типа «включенного» портрета: донаторском, «скрытом» портрете в образе святых или в образе дополнительных персонажей религиозной легенды, портрете в сценах из общественной или придворной жизни.
Студенты и сотрудники, пришедшие на лекцию, вместе с искусствоведом проследили за развитием портрета: традиционный тип профильного портрета постепенно уступает место новому типу композиции – в фас или в три четверти. Нейтральный фон на портретах со временем заменяется пейзажным или интерьерным, меняется и техника: с темперы на масляную живопись.
Слушатели открыли для себя имена многих великих итальянских художников того времени. Если до лекции они были знакомы с творчеством Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, то о таких мастерах, как Филиппо Липпи, Антонио Пизанелло, Пьеро делла Франческа многие услышали впервые.