Последняя лекция профессора Э. Керрека
09.12.2014С 26 по 28 ноября Санкт-Петербургский университет управления и экономики принимал в своих стенах Эммануэля Керрека - профессора из финского вуза-партнера - Университета прикладных наук Турку (TUAS). Между нашими вузами идет активное международное сотрудничество по программам двойных дипломов и обмену студентами.
С 26 по 28 ноября Санкт-Петербургский университет управления и экономики принимал в своих стенах Эммануэля Керрека - профессора из финского вуза-партнера - Университета прикладных наук Турку (TUAS). Между нашими вузами идет активное международное сотрудничество по программам двойных дипломов и обмену студентами.
За несколько дней, проведенных в Санкт-Петербурге, профессор побывал на обзорной экскурсии по городу, посетил Государственный музей «Эрмитаж», дворцово-парковые ансамбли Петергофа. Организация культурной программы пребывания профессора Керрека осуществлялось Институтом гуманитарных и социальных наук, в том числе студентами кафедры «Предпринимательство и туризм».
Пребывание в Санкт-Петербурге профессора Эммануэля Керрека завершилось последней, третьей лекцией для студентов Санкт-Петербургского университета управления и экономики. Темой лекции, которая также, как и предыдущие, читалась на английском языке, стали переговоры («Negotitation»). О том, как прошло знакомство студентов с профессором на первых лекциях 26 и 27 ноября, Вы можете прочитать в статье: http://spbume.ru/news/a-2222.html.
На лекции присутствовали студенты начальных курсов Института международных программ. Для них этот опыт особенно важен – ведь многим из них предстоит в скором времени также стать участниками международного сотрудничества и пройти часть обучения в иностранном вузе-партнере. Уровень знания английского среди студентов довольно высокий, что позволило без проблем понимать о чем говорит профессор, поэтому ребята вели с ним активный диалог и задавали много вопросов.
В Университете Турку профессор Керрек ведет программу «Международный бизнес», в рамках которой он читает такие дисциплины, как «Логистика», «Предпринимательство». В процессе обучения в университете Турку много значения уделяется практическим занятиям, поэтому профессор сразу объявил, что во второй части лекции все ребята будут практиковать навыки ведения переговоров.
Переговоры – неотъемлемая составляющая любой бизнес-культуры. От результатов общения напрямую зависит исход сделки, поэтому право ведения переговоров в компаниях предоставляется опытному сотруднику. Даже если обсуждается какой-то технический вопрос, переговоры ведет не инженер, который разбирается в данной сфере. Он только представляет факты, консультирует, но направление и тон переговоров задает тот самый опытный сотрудник, например менеджер. Профессор рекомендовал начинать учиться вести переговоры и практиковаться как можно раньше, потому что это очень полезный навык. Ошибки, допущенные студентами сейчас, пойдут только в опыт, в будущем же они могут стоить дорого во всех смыслах этого слова.
Прежде всего, необходимо присмотреться к своему собеседнику, необходимо уметь подстраиваться. Ведение переговоров – это особое искусство, в котором существует множество техник. В процессе переговоров могут возникнуть неожиданные конфликтные ситуации вследствие несовпадения мнений. Коммуникативное мастерство предполагает ведение переговоров, учитывая различную степень конфликтности сторон. Если подходить к переговорам с точки зрения конфронтации (только победа и ничего больше), то конфликтность увеличится. Если выбрать в качестве основы переговоров партнерство (то есть совместный анализ проблем и поиск взаимоприемлемого решения), то конфликтность снижается, а потребности всех сторон удовлетворяются. Ни в коем случае нельзя сразу же отвергать предложение оппонента, нельзя говорить «нет». Слово «нет» моментально создает негативную атмосферу. Гораздо продуктивнее будет сказать «да, но…» и предложить альтернативный взаимовыгодный вариант. Однако случается и такое, что ни одна из сторон не приходит к какому-либо решению.
Также имеют свои нюансы ситуации, в которых переговоры ведутся между представителями разных стран, бизнес-культуры которых могут очень сильно отличаться, и что приветствуется в одной, может быть совершенно недопустимым в другой. Например, в странах Скандинавии нет дистанции между партнерами, в отличии от, например, Франции. Для них переговоры зачастую представляют собой неформальную беседу. Интересный факт заключается в том, что переговоры проходят лучше, если собеседники ведут переговоры за приемом пищи, например, во время обеда или ланча.
Эти особенности, являясь частью межкультурного бизнес-общения играют очень большую роль при заключении сделки, и их необходимо хорошо изучить. Неправильные действия, неуместные слова, неумение общаться и межкультурные разногласия так или иначе, могут только навредить бизнесу.
К переговорам всегда необходимо готовиться заранее, чтобы иметь возможность предупредить все возможные сценарии развития событий.
Во второй, практической части лекции все студенты были разделены на три группы, каждая из которой отстаивала свои деловые интересы. Целью каждой группы было провести переговоры как можно успешнее. Одной «компании» необходимо было приобрести пассажирский лайнер, а две другие группы, представляющие конкурирующие компании, старались как можно выгоднее его продать.
Во время практического занятия ребята получили массу позитива и небольшой, но ценный опыт.
После лекции студентам, которые были участниками ноябрьской поездки в Университет прикладных наук Турку, и теперь прослушали курс лекций от профессора Керрека, были выданы сертификаты.