Университет задает образовательные тренды

28.09.2021
Мнением о конференции «Навыки вне профессий», которая проходила в СПбУТУиЭ 24 сентября в рамках Всероссийского студенческого форума «Soft skills», поделилась Ксения Кузьмина, к.ф.н., MPA, доцент кафедры менеджмента и ГМУ СПбУТУиЭ, сертифицированный специалист в оценке обучения и развития, ATD (USA).

Ксения Кузьмина: «Состоявшаяся в СПбУТУиЭ 24 сентября конференция привлекла к активному участию в обсуждении востребованных гибких и профессиональных навыков, управленческих навыков и метанавыков не только специалистов в области образования, представителей бизнеса, государственных и муниципальных структур, специалистов в области управления персоналом, но и непосредственно целевую аудиторию – студентов университетов.

И главная цель, на наш взгляд, достигнута: СПбУТУиЭ стал уникальной площадкой для всестороннего обсуждения актуальных вопросов. Внешние изменения, влияние VUCA-реалий, 4-я промышленная революция – все это налагает на образовательную организацию еще большую ответственность перед бизнесом и государством с точки зрения выбора того или иного стратегического развития образовательной среды, изменения содержания и особенностей реализации предлагаемой линейки образовательных программ.

Вуз как живая, открытая система, по сути, выполняя миссию формирования целостной картины мира в сознании обучающегося, отвечает в своей основной деятельности (образовательной и воспитательной) на насущные вопросы внешней среды: как предвидеть завтрашние неожиданные требования рынка, предвосхищают ли развиваемые компетенции будущие вызовы, предъявляемые к специалистам, каково же правильное сочетание навыков, опыта и способности предвидеть завтрашние неожиданные требования, какие шаги предпринять, чтобы гарантировать наличие компетенций у будущих профессионалов.

Одним из главным вопросов для меня остается в целом в системе высшего профессионального образованиям в РФ, с одной стороны, баланс необходимых профессиональных, гибких, управленческих навыков и метанавыков, эффективное соотношение форматов и форм их наработки и совершенствования (смешанное обучение, индивидуальные треки развития, микрообучение и т.д.); с другой стороны – готовность и способность к изменениям организации. Я имею в виду, оперативно, в ответ на вызовы и реалии рынка, вносить необходимые изменения, делать апдейт программ не формально с учетом всех необходимых документарных требований, а в истинном заинтересованном полилоге, плотной коллаборации с заказчиками и клиентами – с бизнесом, регулятором, независимыми ассоциациями и обучающимися. И такое всестороннее, методологически выверенное и клиентоориентированное взаимодействие, по нашему мнению, отлично удается обеспечить в СПбУТУиЭ. Только в среде такого полилога возможно добиться обеспечения междисциплинарности знаний и навыков, формирования в такой образовательной среде необходимых связей – учебно- и исследовательско-междисциплинарных, ментально-опосредованных и опосредованно-прикладных.

Что касается возможного инструментария, для меня, как для апологета проектного управления, он очевиден: большую междисциалинарность (и внутри образовательных программ, программ курсов и практик) может дать проектная методика обучения и проектное управление самой образовательной организацией. Не в ущерб стратегичности, думаю, нам стоит мыслить проектными категориями в образовательном процессе. Когда мы касались проектной деятельности в сегодняшнем обучении в принципе, полагаю, что ее количество и объем в учебном процессе должен быть увеличен кратно, для меня – в соотношении 60% на 40%, где 40% будет проектная составляющая, 60% – фундаментальная (подразумевая не только отдельные дисциплины, их последовательность, контент, формат заданий, но и производственные, технологические и иные практики). 

Кстати, новые ФГОС ВО по направлениям обучения позволяют нам реализовать такую возможность, что, конечно, замечательно. Они также совершенно конкретны в номинации – 11 групп (категорий) необходимых универсальных компетенций – и дают определенный карт-бланш в реализации их развития образовательным организациям в программах высшего профессионального образования. Это достаточно серьезный прорыв с точки зрения правового регулирования механизма образовательного процесса. И отрадно, что наш вуз является одним из тех вузов, которые действительно задают образовательные тренды, а не только следуют им».