• Главная
  • Новости
  • К Дню психолога: «Психолог – профессия XXI века» — верный постулат

К Дню психолога: «Психолог – профессия XXI века» — верный постулат

22.11.2021
22 ноября – День психолога. О том, насколько важна эта профессия, и о том, как учат будущих психологов в университете, рассказала Татьяна Кукулите, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

Востребованность в психологах в России, как и в мире, растет с каждым годом. Сегодня значима готовность жить в постоянно меняющихся условиях. Важно умение быть гибким, разрабатывать разные планы на разные случаи, понимать свои интересы, сильные и слабые стороны. Это необходимо каждому современному человеку.

Также многие специалисты идут учиться, чтобы получить второе высшее образование по психологии. Ведь эта дисциплина дает отличное руководство к жизни в коллективе, общении в социуме, помогает выстраивать взаимоотношения с клиентами в бизнесе, даёт возможность раскрыть свой внутренний потенциал. Так, все больше людей интересуются этой наукой, и все сильнее становится спрос на профессиональное обучение в этой сфере.

В будущем психолог может выступать тренером по майнд-фитнесу или брейн-фитнесу, быть дизайнером эмоций, специалистом по цифровому профайлингу серийных убийц, отладке виртуальных помощников в банковской сфере и архитектором виртуальной реальности.

Какой психолог нужен современному обществу 

На нашей кафедре педагогики и психологии мы серьезно относимся к профессиональному самоопределению будущих психологов, понимая, что это длительный и многоаспектный процесс, оно происходит на протяжении всей жизни человека. Тем не менее именно вузовское образование отвечает за серьезность, осознанность и смысловую ценность профессионального самоопределения молодого человека. Поэтому так важно на первых же занятиях формировать у студентов представление о специфике предстоящего обучения, настроить их не просто на приобретение новых знаний, а на изменение видения ими тех проблем, с которыми они уже имели дело, положить начало развитию нового для них типа мышления – мышления практического психолога. Научная эрудиция наших преподавателей, их профессиональный практический опыт, способности взаимодействия создают ту среду, которая формирует единомышленников в профессии.

Психолог — это стиль жизни и самосовершенствование

Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признается индивидуально неповторимое в человеке. Осознание этой данности составляет основу позитивной деятельности психолога. Поэтому наши новые образовательные программы, стандарты подготовки практических психологов больше внимания обращают на развитие духовно-нравственных, этических составляющих профессионализма.

Собственно практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности. В своих образовательных технологиях мы используем театрализацию (например, «Трое в лифте»: три студента демонстрируют поведение людей трех темпераментов: холерика, сангвиника и меланхолика, застрявших в лифте, а четвертый студент изображает флегматика – диспетчера). На практических занятиях обычно выполняются и различные упражнения при обучении психологов профессиональным навыкам (консультирования, делового взаимодействия и т.п.), например, работа в парах, техники «пустой стул», «групповой портрет», «групповая лепка» и др.

Студентам очень нравится формат психологического киноклуба как способа наиболее точной фиксации изучаемых фактов из теории. Экранный материал служит дополнительным источником сведений, благодаря которым возрастает аргументированность, умением формулировать свою позицию и быть терпимым к разным точкам зрения, интерпретировать скрытые смыслы.

С фундаментальными исследованиями физиологии кровообращения, физиологии пищеварения и создания новой главы – физиологии высшей нервной деятельности знакомились в музее И.П. Павлова. 

Метод реабилитации и психологической коррекции изучали посредством адаптивной верховой езды под руководством психолога – иппотерапевта.

Интересны для будущих психологов и занятия с применением арт-терапии, они дают возможность к самораскрытию, реализации своего внутреннего потенциала, эмоционального выражения своих чувств.

Мы вместе со студентами регулярно учимся. Психолог должен постоянно работать над собой. Мы, как и все обычные люди, с чем-то справляемся хорошо, а с чем-то не очень. Конечно, знания и умения помогают в жизни и в профессии. И как говорят врачи, чтобы помогать другим, сначала излечи себя сам. Этой позиции мы и придерживаемся. Студенты 3-4-х курсов уже сами уверенно проводят тренинги, мастер-классы, делятся опытом с первокурсниками по адаптации к образовательной среде в вузе.

Наши студенты активно участвуют в научных конференциях и грантах в рамках научно-педагогической школы «Социальная психология, психология развития, акмеология». В число ученых школы входят профессор, д. б. н. Лебедев А.А.; профессор, д. пед.н. Шабалина О.Л.; к. пед. н., Федюковская М.Г.; доцент, к пс. н. Кукулите Т.Г.; доцент, к соц. н. Иванова А.Ю.; к. пед. н., Федюковская М.Г.; старший преподаватель Ермакова О.М.; психологи -практики Родионова Е.А., Дмитриева С.Ю., Васильева С.А. и др. За период 2015-2021 г. вышло более 100 научных публикаций у преподавателей и студентов.

Мы как психологи популяризируем научную психологию, приглашаем старшеклассников в нашу Школу юного психолога (ШЮП), где знакомим с различными знаниями психологических областей (например, психологии внимания, памяти, общения), а также это дает им возможность принять правильное решение о выборе профессии.

Психолог сегодня очень востребован и может найти применение своим знаниям в научно-исследовательской, прикладной, а также в преподавательской деятельности.

Желаем всем преподавателям здоровья и творческих успехов в неутомимой работе на благо отечественной психологической науки и профессиональной подготовке психологов!

 

Галерея