• Главная
  • Новости
  • Ученый года - 2021: «Наука – главная движущая сила прогресса, важнейший ресурс развития национальной экономики»

Ученый года - 2021: «Наука – главная движущая сила прогресса, важнейший ресурс развития национальной экономики»

07.02.2022
Продолжаем публиковать интервью победителей университетского конкурса «Ученый года – 2021». Сегодня наша собеседница – победительница в номинации «Молодой ученый» Елена Тарасова.

Елена Тарасова – заведующая кафедрой менеджмента и государственного и муниципального управления Смоленского института экономики. 

- Университеты – такие высшие учебные заведения, где педагоги и студенты больше занимаются наукой. Считаете ли Вы, что это делает выше квалификацию выпускников и позволяет легче найти достойное место работы?

- Современный университет – образовательная организация высшего образования с более серьезной научной компонентой, по сравнению, скажем, с академией, обеспечивающая обучение специалистов по разнообразным фундаментальным и прикладным наукам. На мой субъективный взгляд, это как раз отражается на повышении уровня профессиональной подготовки выпускников университетов.

Если говорить о поиске достойного места на рынке труда – в университете уделяется большое внимание практической подготовке, заключению договоров о прохождении практик с потенциальными работодателями. Могу привести много примеров, когда зарекомендовавшие себя положительно как раз с точки квалификации будущие выпускники трудоустраивались в тех организациях, органах власти разного уровня, в которых проходили практику. Считаю, что именно университеты учитывают, что рынок профессий чрезвычайно быстро меняется, особенно в современных условиях перехода к цифровой экономике.
Обучение в университете позволяет удовлетворять потребности государства и общества в квалифицированных профессионалах, пользующихся спросом на рынке труда. 

- Поддержка науки в российских вузах была объявлена одним из государственных приоритетов. Как изменился подход к научным исследованиям в нашем университете за последние год-два? 

- Государством предполагается развивать целый комплекс мер, направленных на поддержку и постепенную концентрацию научных исследований в вузах: усиление кадровой составляющей вузовской науки, обновление оборудования, участие вузов в технологических платформах, в создании малых предприятий, поддержка их кооперации с предприятиями и др.

Я в системе высшего образования работаю почти 20 лет, и могу отметить, что раньше наука в российских вузах никогда не являлась их конкурентным преимуществом, не было такой цели и возможностей, наверное… На сегодняшний день вузовская наука – естественно, я рассуждаю, анализируя изменение подхода к научным исследованиям за последние год-два в нашем университете – по некоторым параметрам становится конкурентоспособна по сравнению даже с академической наукой. 
Профессорско-преподавательский состав университета стал активней заниматься научными исследованиями, публиковать статьи, которые размещаются в серьезных международных наукометрических и реферативных базах данных. Науке в вузе стало уделяться гораздо больше внимания, безусловно. 

- Студенты СПбУТУиЭ имеют возможность заниматься научными исследованиями практически с первого курса. Как много среди них желающих приобщиться к миру науки? 

- Желающих с первого курса приобщиться к миру науки становится больше. В Смоленском институте экономике даже студенты заочной и очно-заочной формы обучения проявляют интерес к научным исследованиям, и с удовольствием участвуют в научных мероприятиях и конкурсах. Сначала, скорее всего, срабатывает психологический момент: привлекает новизна занятия. Вовлечение действительно происходит с первого курса, и здесь хочется отметить работу преподавателей – как мотиваторов и будущих наставников. Победа в научных конкурсах мотивирует «пополнять свое портфолио» все больше и больше, появляется явная заинтересованность. Восемь студентов Смоленского института экономики – филиала СПбУТУиЭ в прошлом учебном году стали победителями всероссийских и международных конкурсов и олимпиад, проводимых Молодежным Союзом экономистов и финансистов Российской Федерации (МСЭФ). Кроме того, наша студентка Яна Королева заняла первые места сразу в двух престижных состязаниях экономистов – в XXI Всероссийской Олимпиаде развития народного хозяйства России и на III Всероссийском Конкурсе стратегического и проектного управления «Стратегия развития России». 
Очень радует, когда при проведении ежегодной Научной студенческой недели многие студенты хотят поучаствовать во всех научных мероприятиях, с удовольствием проводят научные исследования, и с гордостью представляют его результаты на круглых столах, научно-практических конференциях.

- Вы стали победительницей университетского конкурса на звание «Ученый года». Расскажите, в чем суть Ваших исследований, какие еще задачи Вы перед собой ставите, что планируете дальше? 

- Я побеждала в данном конкурсе не единожды. Могу сказать одно – наличие ученой степени и ученого звания весьма обязывает. В далеком 2006 году я защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере (на примере Смоленской области)», и с тех пор тема моих научных исследований прочно была связана с этой проблемной сферой. Однако, работая на кафедре менеджмента и государственного и муниципального управления, всегда стараюсь не упускать из поля зрения своих научных исследований сферу государственного и муниципального управления, высшего образования и менеджмента.
Пандемия также внесла свои коррективы – я стала активно изучать современные дистанционные образовательные технологии, написала ряд статей, проводила опрос студентов вуза. 

Однако, и этим я не ограничиваюсь, ведь каждый год преподавателями Смоленского института экономики выполняются научные прикладные исследования, тематика которых очень разнопланова: от исследования благоприятного инвестиционного климата региона до государственной региональной культурной политики. Ежегодные научные исследования в рамках хоздоговорных отношений с представителями малого и среднего бизнеса Смоленской области так же позволяют с научной точки зрения разрабатывать решения для конкретно поставленной заказчиком задачи. 

В этом году я планирую выпустить монографию «Исследование института долевого строительства: ретроспективный анализ развития, зарубежного опыта и новых перспектив», опубликовать ряд научных статей, отметить День науки проведением нашей кафедрой научно-практического семинара «Современные образовательные технологии: актуальность, опыт, проблемы». На перспективу можно поставить задачу защиты докторской диссертации, почему нет. 
Считаю, что наука – это главная движущая сила прогресса, важнейший ресурс развития национальной экономики, и я рада, что, работая в Смоленском институте экономики, могу вносить свою «лепту».