• Главная
  • Новости
  • Навстречу Году педагога и наставника. Анна Борданова: «Студенты нового поколения более мотивированы и осознанны»

Навстречу Году педагога и наставника. Анна Борданова: «Студенты нового поколения более мотивированы и осознанны»

08.11.2022
Доцент кафедры лингвистики и переводоведения Анна Борданова рассказала, почему выбрала именно СПбУТУиЭ, и какие студенты в нем учатся.

- Анна Сергеевна, почему Вы решили преподавать, и почему выбрали именно наш университет?

- Во мне есть черты и интроверта и экстраверта, первые из них находят отражение в амплуа письменного переводчика, вторые – в преподавании и устном переводе. Стремление делиться наработанными знаниями, растить новых специалистов, вернуться в научную жизнь и академическую среду важно для моего ощущения счастья, и, сделав перерыв на два декретных отпуска, в течение которых я реализовывала преимущественно свою переводческую часть души, параллельно понемногу работая с детьми и корпоративными студентами, я вернулась к идее преподавания в вузе.

Мой выбор пал именно на Университет технологий управления и экономики по многим причинам. Во-первых, я считаю, что частный вуз – это самый честный формат, позволяющий учиться мотивированным студентам, многие из которых к тому же уже имеют переводческий и преподавательский опыт и идут в наш университет именно из любви к профессии.

Во-вторых, я была очарована – и до сих пор это так – благоприятным психологическим климатом на кафедре, прекрасными профессиональными и личными качествами нашего руководителя и коллег, душевной теплотой и поддержкой коллектива.

В-третьих, именно в СПбУТУиЭ я впервые вижу гармоничное сочетание всех направлений нашей работы: собственно преподавания, научной и методической деятельности, организационной и воспитательной работы. От студентов я недавно услышала замечательную фразу: «В школе нас пугали, что мы не будем никому нужны в вузе, что нам отчитают лекцию – а дальше как хотим, но здесь нами занимаются, и мы интересны не только как очередная фамилия в списке группы».

- Волнуетесь ли Вы перед первой встречей с новыми студентами? Как Вы оцениваете сегодняшних студентов?

- Привычка выступать перед большими аудиториями не дает шанса волнению, однако приятное предвкушение новых открытий конечно присутствует. Группа – это живой организм, состоящий из неповторимых личностей. Сегодняшние студенты принадлежат к новому поколению, которое, если верить психологам, хорошо совместимо с моим поколением сорокалетних. Они осознанные, умные и яркие. Я говорю ребятам: «Представьте, что у каждого из вас уже есть оценка и занимайтесь для себя, а не для зачетки. А я буду относиться к вам как к коллегам».

- На Ваш взгляд, какова миссия преподавателя в современном университете? Что в первую очередь, кроме знаний, педагог должен вложить в своих учеников?

- Преподаватель, любящий свое дело и имеющий практический опыт в преподаваемой дисциплине, должен показать студенту изнанку профессии. Дать выбор, увлечь, пригласить в профессиональное сообщество, мотивировать на новые достижения. Мы ассоциируемся у наших студентов с теми предметами, которые ведем, и по сути, убираем для них водораздел между неопытностью и мастерством. Для меня важно «правило зеленой ручки»: верить в ребят, искренне восхищаться их успехами, показывать их сильные стороны. Нужно, чтобы они попробовали на занятиях разные форматы работы, обогатили свое портфолио и возможно получили свои первые заказы. Такое уже несколько раз происходило на моих глазах и при моей поддержке, чему я очень рада.

- Какие важные задачи, проблемы существуют в современной высшей школе? Что бы Вы поменяли в работе вузов?

- Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку я видела очень разные ситуации в вузах, напрямую зависящие от тактики руководства, а не от устройства самого института высшей школы. Не могу сказать, что хотела бы что-то радикально изменить. Перемены приходят сами, когда есть запрос, и система к ним готова.

- Был ли в вашей жизни педагог, который повлиял на Ваш выбор, которому Вы благодарны за его помощь, который, возможно, стал для Вас примером?

- В моей жизни была целая череда прекрасных учителей, к которым я испытываю глубокую признательность.

Ролевой моделью переводчика для меня послужил Николай Николаевич Тихонов, к сожалению, давно ушедший, с которым мне посчастливилось общаться. Я называю его «Феллини перевода» за внимательный и любующийся взгляд на мир, целостность личности, искусство и эстетику профессии, вписанной в жизнь, и жизни, вписанной в профессию.

Ролевой моделью преподавателя для меня послужил Гарольд Далл, чьей ученицей и переводчиком мне посчастливилось быть. Он показал живой пример работы «в потоке», доброты и принятия по отношению к ученикам и коллегам, бесстрашия к новым исследовательским горизонтам и прокладыванию новых путей в познании мира, гармоничному сочетанию всех сторон своей многогранной жизни. Начав с карьеры педагога и поэта, он создал собственную технику работы с телом, названную Ватсу (ныне зарегистрированная торговая марка Всемирной ассоциации бодиворка), и до преклонного возраста преподавал, писал книги и стихи, не забывая уделять время семье и близким.

- Не жалеете, что в свое время выбрали себе именно эту профессию?

- Для меня преподавание – лишь одна из сторон жизни, однако это и один из столпов жизни, без которой она будет неполной. Я полностью поддерживаю постулат о необходимости множественных компетенций и о том, что в современном мире профессия педагога никогда не будет оторвана от других аспектов, становящихся ей имманентными: практике по преподаваемым дисциплинам, постоянному повышению квалификации, разработке новых сфер специализации. Я не жалею о выбранном пути, но вместе с тем всегда буду честной с собой и если почувствую профессиональное выгорание, то обязательно возьму паузу и побуду во внутренней тишине, чтобы не дискредитировать высокое звание учителя. Однако, я почти уверена, что в нынешнем коллективе опасность выгорания мне практически не грозит.

- По сравнению с тем временем, когда Вы только начинали свою преподавательскую деятельность, обучать стало легче или сложнее?

- По закону сохранения энергии, положение вещей всегда остается примерно одинаковым, вопрос в нашем восприятии происходящего и готовности меняться. Современность учит нас тому, что прежний подход к горизонту планирования не работает, а главным качеством остается стрессоустойчивость готовность к адаптации. Технический прогресс, проникший в нашу сферу за двадцать с лишним лет моей профессиональной практики, является безусловным благом, давая новые возможности и дополнительные варианты. Студенты нового поколения, как мне представляется, более мотивированы и осознанны, работать с ними удовольствие. К тому же, наработанный за 20 лет спектр новых компетенций поддерживает меня в профессии.