• Главная
  • Новости
  • Навстречу Году педагога и наставника. Евгений Щипанов: «Университет – научная организация, которая занимается образованием»

Навстречу Году педагога и наставника. Евгений Щипанов: «Университет – научная организация, которая занимается образованием»

18.11.2022
Накануне Дня преподавателя высшей школы о роли и миссии педагога в вузах редакции рассказал директор Института экономики, менеджмента и информационных технологий Евгений Щипанов.

-  Евгений Федорович, как Вы видите роль и миссию педагога высшей школы?

- Думаю, что в высшей школе в первую очередь должен работать преподаватель-предметник, который обязан сформировать у студента соответствующие знания, уметь ярко показать преимущества дисциплины, которую он преподает. В школе при помощи педагогов у ученика формируются базовые представления о реальности, в коллаборации с семьей – ценностные ориентиры. А в университет приходят уже достаточно взрослые люди, имеющие свою точку зрения.
Профессиональная жизнь человека – это сфера ответственности высшей школы. Лично я благодарен за вклад в формирование меня как профессионала, нацеленного на достижение успеха, именно моим преподавателям в высшей школе. Именно здесь формируются знания, приобретаются профессиональные компетенции и связи, полностью выстраивается картина мира.

- Какие важные задачи, проблемы существуют в современной высшей школе?

- В российской высшей школе повсеместно и остро стоит вопрос воспроизводства кадров, участвующих как в образовательном процессе, так и в научной деятельности. В свое время я имел честь знать Юрия Андреевича Жданова, выдающегося ученого и общественного деятеля, который строил здания МГУ на Воробьевых горах и поднимал Ростовский государственный университет. Так вот он говорил: «Университет – научная организация, которая занимается образованием». Обратите внимание: первой идет наука, а потом образование. В университетах сегодня научных исследований проводится недостаточно, и это проблема комплексная: и кадровая – не хватает молодых исследователей и ученых, и ресурсная.
Как это изменить? Сложный вопрос. Наверное, эту проблему можно решить только всем вместе. Должен быть в том числе и общественный контроль, причем не формальный, а настоящий. Ей должны заниматься все – и государство, и университеты, и общество. 

- Как Вы пришли в профессию, стали преподавателем?

- Можно сказать, практически случайно, как не странно это звучит. Я стал соискателем научной степени, и мой научный руководитель предложил мне преподавать. К началу второго семестра я стал уже заместителем заведующего кафедрой по учебной работе. С 2003 года – член Учебно-методического объединения по прикладной информатике.

- Ни для кого в университете не секрет, что Вы много и охотно общаетесь со студентами.

- Мы работаем для студентов. Без обратной связи невозможно оценить качество даваемого им тобой материала, его актуальность и новизну. Кроме того, общение с молодым поколением для меня очень интересно. Это драйв, невероятная энергетика, от них узнаешь о новых трендах. Студенты ищут себя, постоянно ищут и находят что-то новое, их активность и открытость миру заряжают.

- Евгений Федорович, студенты за последние годы как-то изменились?

- На мой взгляд, классический студент не меняется вообще. Он приходит в университет, чтобы получить знания, получает то, что хочет, и потом идет по жизни дальше. Конечно, с поведенческой точки зрения он меняется с возрастом, как и все мы. Стали ли сегодняшние молодые люди более прагматичными? Я этого не вижу.  Они все разные. Я не слишком верю в теорию поколений. Все в 20 лет ведут себя по одному, в 30 – по-другому, в 40 – по третьему.