• Главная
  • Новости
  • 4 мая для студентов СПбУТУиЭ состоялся онлайн семинар «Трендвотчинг»

4 мая для студентов СПбУТУиЭ состоялся онлайн семинар «Трендвотчинг»

10.05.2023
Мероприятие, организованное доцентом кафедры менеджмента и ГМУ Кириллом Клюевым, проводилось совместно с СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства».

Перед студентами выступили Дмитрий Черемшин, руководитель направления «Тренды» консалтинговой компании UXSR и Анна Шумайлова, руководитель департамента  информационной политики в АО «Технополис». 

Тренд на бирже – это направленность движения цены актива, которая сформировалась в рамках определенного временного периода. Ключевым звеном служит направленность, которая является важнейшим аспектом прогнозирования ценовых движений и торговли вообще. Ее целью является получение прибыли, основанной на изменении стоимости актива в заранее выбранном направлении.

Тренд в моде – актуальное (ближайшее, краткосрочное) направление, периодически повторяющаяся тенденция развития моды.

Тренд в интернете – увеличение количества поисковых запросов, сообщений, тем, статей по определенной тематике.

Тренд в экономике – направление преимущественного движения показателей. Обычно рассматривается в рамках технического анализа, где подразумевают направленность движения цен или значений индексов. 

ВЫДЕЛЯЮТ ТРЕНДЫ

По основным сферам жизнедеятельности:

  • экономические,
  • социальные,
  • культурные,
  • политические,
  • технологические.

По принадлежности к отрасли/рынку:

  • локальные,
  • сквозные.

По типу доминирования:

  • Основные (первичные) – длится 1–3 года.
  • Вторичные (промежуточные, среднесрочные) – от 3-х недель до 3–6 месяцев.
  • Незначительные (краткосрочные) – меньше трех недель.

Трендвотчинг – это регулярное отслеживание потребительских и индустриальных трендов, что помогает компаниями создавать инновационные продукты и услуг, формировать подход к бизнесу.

Как провести исследование трендов?

В процессе трендвотчинга сканирование — это ключевой этап, в ходе которого вы собираете информацию. Разберём, как проводить сканирование самостоятельно и на какие подводные камни обратить внимание.

Шаг 1. Выберите 5−6 мегатрендов
Их насчитывают от 150 до 500, поэтому, чтобы сузить круг выбора, можно воспользоваться одной из систем, где уже собраны 10−20 мегатрендов. Например, позаимствовать список можно у TrendWatching, Trend Hunter, TRENDONE или ZUKUNFTSINSTITUTE — он ещё более укрупняет мегатенденции, это удобно для новичков.

Шаг 2. Составьте список отраслей
В список отраслей, за которыми вы наблюдаете, войдут ваша отрасль и обязательно что-то выходящее за её рамки — либо смежная сфера, либо любая другая, интересная лично вам.

Шаг 3. Определите потребности аудитории и выделите сегменты
Ключевые потребности аудитории — это то, вокруг чего строится ваш продукт, какие задачи он выполняет. Здесь можно использовать разные методологии, например, Jobs To Be Done. На данном шаге важно определить, что и зачем вы делаете, какие потребности людей удовлетворяет ваш продукт или бизнес, чтобы понять, как он будет меняться.

Шаг 4. Определите ключевые технологии
Важно сканировать технологические тренды. Если вы не создаёте технологии, а просто используете их, то достаточно просто смотреть, что сейчас активно применяется и находится в стадии разработки.

Если же ваш бизнес связан с IT, нужно составлять свой технологический радар. В него могут войти:
— технологии, которые сейчас уже активно применяются
— технологии, которые сейчас находятся в стадии разработки и у которых есть высокая вероятность, что они выйдут на рынок
— технологии, о которых много говорят, но ещё мало применяют, т. н. подрывные технологии.

Если вы IT-стартап, это подразумевает, что вы расширяете круг технологий, и тогда нужно исследовать патентные базы (внесите их в список источников на следующем шаге).

Шаг 5. Составьте список источников
Выбирайте те источники, которым вы доверяете. Они помогут вам при регулярной работе: сканировании и формировании трендов, подтверждении гипотез на основании статистики и кейсов. Источниками могут быть журналы, сайты и т. д.

Шаг 6. Заполняйте базу данных
Чтобы вся информация была удобно собрана и всегда доступна, оформите базу данных. Как правило, в компаниях она ведётся вручную, потому что кейсы всё равно проходят через ваш внутренний фильтр. Эту базу может вести один человек, но в идеале — несколько. Когда вы заходите в источники и начинаете сканировать какие-то интересные кейсы, фиксируйте их, заполняя такие столбцы:
— наименование кейса
— описание
— горизонт действия (когда, как вы считаете, он может повлиять на ваш продукт или бизнес)
— драйвер (какие технологии в этом кейсе используются, на какие мегатенденции он отвечает)
— барьер (что его может застопорить)
— STEEP (к какой основной отрасли — социальной, экологической, экономической, политической или технологической — он относится),
потребности (которые закрывает продукт из кейса)
— другие теги, которые вы разработаете сами.