Виртуальная выставка «Великая Отечественная война»

20.04.2023
В преддверии 78-й годовщины празднования Дня Победы студенты направления «Психология» ознакомились в информационном центре «Русский музей: виртуальный филиал» с виртуальной выставкой произведений искусства из коллекции Русского музея и собраний музеев России.

В состав виртуальной выставки, объединившей произведения из коллекции Русского музея и художественных коллекций 48 музеев России, вошло более 1000 произведений живописи, станковой и печатной графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. 

Выставка представлена в удобном формате:  алфавитный указатель дает возможность увидеть произведения около 550 авторов, хранящиеся в разных музеях, добавлен рубрикатор, позволяющий увидеть работы, посвященные защите Ленинграда и обороне Москвы, битве за Сталинград и освобождению Европы от фашизма. В отдельных разделах собраны фронтовые рисунки, картины, скульптурные работы о партизанах и тружениках тыла, медицинских работниках, женских судьбах и детях, чье детство выпало на годы войны. 

Выставка позволяет увидеть работы, хранящиеся в фондах музеев и демонстрирующиеся  только на редких тематических выставках. Так, большое место на выставке занимают рисунки художников-фронтовиков, запечатлевших героев Советского Союза и простых воинов, важные сражения и работу военных госпиталей, разрушенные советские и европейские города. Сегодня эти уникальные документальные свидетельства, сохраненные музеями, обретают новое значение.

Уже 23 июня 1941 года в газете «Правда» появился красноречивый рисунок художников М.В. Куприянова; П.Н. Крылова; Н.А. Соколова (кукрыниксов) - плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». С тех пор представители наиболее мобильного вида искусства – графики – «приравняв к штыку перо» (по словам В.В. Маяковского), создавали правдивую летопись войны, страстно обличая жестоких агрессоров и воспевая подвиги героев освободительной борьбы с захватчиками. Вопреки известному афоризму «Когда говорят пушки, музы молчат», советские художники работали с удвоенной энергией. Они старались отразить события небывалой эпопеи всеобщего сопротивления врагу и запечатлеть увиденное своими глазами на фронтах сражений и в тылу, показать черты простых людей, совершавших, казалось бы, невозможное.

Война за правое дело, та «народная, священная война», о которой говорится в торжественной песне-клятве композитора Б.А. Александрова, нашла свое отражение во всех видах и жанрах советского изобразительного искусства. В их произведениях красной нитью проходит мысль: Враг будет разбит, победа будет за нами!

Трагические дни начала войны отражены в произведениях Г.В. Калмахелидзе «22 июня 1941 года» (1981), В.П. Белкина «Первая бомбежка» (1941), Ю.П. Кугача «Летом 1941 года» (1960), В.А. Рутштейна «Солдаты. 1941 год» (1975), А.А. Лабаса «Зенитчики» (1941), В.А. Сафронова «Поединок» (1982). Знаменитый военный парад 1941 года, когда прямо с брусчатки Красной площади бойцы отправлялись на подмосковные оборонительные рубежи, запечатлен в картине А.И. Лактионова «Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года» (1942), в работе К.А. Васильева «Парад 1941-го года» (1975). 

Бесчисленные преступления немецко-фашистских захватчиков, совершенные на оккупированных территориях Советского Союза и в странах Европы, отражены в работах Б.М. Неменского «На пепелище» (1943), А.А. Дейнеки («Сгоревшая деревня», 1942), Т.Г. Гапоненко «После изгнания немцев» (1944), М.И. Полякова «Зверства немцев в России» (1942), В.Н. Сигорского «Разрушенный Орел» (1943), П.М. Кондратьева («Пепелище»,1944), А.И. Харшака («Разрушенный врагом город», 1944), Г.М. Коржева «Мать» (этюд к картине «Заслон». 1965), Н.Я. Бута «Детство, опаленное войной» (1965), Б.В. Щербакова «Пепел Бухенвальда» (1961).

Множество замечательных произведений создано на тему беспримерной в истории эпопеи – 900-дневной обороны города-героя Ленинграда. И в первую очередь это мужественные и глубоко человечные образы несломленных варварскими обстрелами и бомбардировками, чудовищными невзгодами жителей Северной Пальмиры – единственной в истории европейской столицы, не взятой когда бы то ни было войсками противника. Таковы «Ленинград в дни блокады» (1943) Н.И. Дормидонтова», «Воздушная тревога» и Партизаны» (1842) Е.Д. Белухи, «Мать» (1942) К.И. Рудакова, «Налет продолжается» (1960) Л.Ф. Фроловой-Багреевой, «Блокада» (1942) и «Читает диктор М.Г. Петрова» (1981) Ю.Н. Тулина, «Бомбоубежище» (1963) Б.С. Угарова, «Весна 1943 года» (1961) Ю.М. Непринцева, «Отбой воздушной тревоги» (1982) В.С. Вильнера. «Атака» И.А. Серебряного (1942),  «Наступление» (1973) С.Ф. Бабкова, «Ленинград» (1972) О.Л. Ломакина, «Февраль 1942 года» из серии «Ленинградцы» (1941-1945) Е.И. Марттила, триптих «Женщины Ленинграда» (1967) Л.Г. Кривицкого, скульптуры «Балтиец» и «Клятва мести» В.Б. Пинчука (обе 1942), «Девушка – боец МПВО» (1943) и «У карты» В.В. Исаевой, «, «Несут раненого» (1941-1942) В.В. Лишева, В.В. Исаевой, «Холод блокады» С.И. Асланова. Художественная жизнь в городе не замирала. Конечно, ценные сокровища Эрмитажа и Русского музея были вывезены в тыл (опустевшие залы Михайловского дворца запечатлел В.Н. Кучумов, разрушения от фугасной бомбы в здании Академии художеств – В.А. Успенский)), но в Союзе художников регулярно проходили выставки. С этой целью посылались произведения и в Москву, где в 1943 году прошла выставка «Героический фронт и тыл». В.А. Серов, И.А. Серебряный и А.А. Казанцевым совместно написали полотно «Прорыв блокады Ленинграда» (1943). Здесь показано историческое событие – встреча 18 января 1943 г. бойцов Ленинградского и Волховского фронтов у станции Мга, что означало прекращение изоляции города-героя, его оторванности от «большой земли».

Ожесточенные битвы и крупнейшие сражения, порою означавшие поворотные, переломные моменты войны, такие, как оборона Севастополя и Сталинграда, Курская дуга, другие яркие страницы Великой Отечественной вдохновляли многих художников: Е.А. Кибрика (Серия «Сталинград», 1943), П.И. Жигимонта («Под Сталинградом». 1983), В.П. Ефанова («Сталинград», 1943), А.А. Дейнеку («Оборона Севастополя», !942), П.П. Соколова-Скаля и А.И. Плотнова («Штурм Севастополя», 1944-1947), П.Г. Столяренко («Митридат-гора», 1967), Н.Я. Бута («Во имя жизни», 1965).

Виртуальная выставка содержит портреты прославленных летчиков Героев Советского Союза А.Б. Юмашева (художник П.П.Кончаловский, 1941), Александра Покрышкина (художник А.Н. Яр-Кравченко, 1944), Михаила Водопьянова (художник А.В. Казаков, 1940-е), Ивана Кожедуба (И.Д. Бабенчик, 1983), известных партизанских командиров С.А. Ковпака и «батьки Миная» (Ф.А. Модоров, 1940-е), знаменитой женщины-снайпера Л. Павлюченко, уничтожившей несколько сотен фашистов (художник В.П. Высоцкий, 1942), и многих других участников великой битвы  против вражеских сил. На выставке представлена целая галерея портретов участников войны («Александр Матросов» (И.А. Раздрогин, 1957), Герои Советского Союза генерал Т.Т. Кусимов (художник Р.М. Нурмухаметов. 1973) и Г.А. Муратов (художник К.С. Девлеткильдеев. 1942), «Маршал К.К. Рокоссовский» (В.Н. Яковлев. 1944), «Маршал Г.С. Жуков» (П.И. Котов, 1945). Это и скульптурные портреты Героя Советского Союза полковника И.Л. Хижняка работы В.И. Мухиной (1942), маршала Л.А. Говорова работы В.Я. Боголюбова (1945), вице-адмирала Г.Н. Холостякова В.Е. Цигаля (1980-е) и дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева (автор М.В. Переяславец.,1984), а также образы безымянных воинов Ф.С. Богородского («Сталинградец. 1949) и Е.Е. Моисеенко («Голова солдата»), неунывающий герой А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (С.И. Кобелев, 1940-е, О.Г. Верейский. 1945). Присутствует здесь и сам поэт, автор бессмертного персонажа (С.Д. Лебедева. «А.Т. Твардовский», 1943).

«Первые дни мира», – так назвал свое полотно живописец С.Я. Адливанкин (сцена в трамвае, 1946), – оживают в работах В.В. Пакулина «Невский в праздник» (1945), в картине В.И. Тюленева «Май. 1945 год» (1975), в панно И.Г. Фрих-Хара «Встреча героя» (1950), в парадном портрете А.М. Герасимова «И.В. Сталин» (1945). Немеркнущая с годами,  передающаяся из поколения в поколение память о войне стала содержанием произведений Ю.М. Атланова «Не забыто» (1970), С.А. Торлопова «Эхо войны» (1983), Д.П. Бучкина («Остался один». 1970), Е.И. Самсонова «За отчий дом» (1978), Ф.В.Савостьянова «Освобождение» (1975), Б.М. Лавренко «Вернулся» (1986), Р.Н. Ермолина «Воспоминания» (1975), Р.Р. Доминова «Письмо с фронта» (1985), Б.М. Неменского «Реквием великим вещам» (каска и котелок, 1983) и др.

Первый победный салют 1943 года в честь освобождения Белгорода вдохновил белгородского художника С.А. Косенкова на создание работы «1 августа. Первый салют» (1981). Праздничную канонаду в честь снятия блокады Ленинграда увековечил А.Ф. Пахомов (1944), московский салют – Т.А. Маврина (1944). Великую Победу, этот «праздник со слезами на глазах», люди ежегодно неизменно вспоминают по всей необъятной стране: Ю.И. Семенюк. «Сегодня в России праздник» (1975) А.Г. Еремин. «Заонежье. 9 мая» (1972), В.Н. Бубенцов. «Майский салют (1988), Н.П. Карачарсков. «Победители. 9 мая в Янгорчино» (1979-1985). Празднованию больших и малых побед уделили свое внимание художники Г.С. Мызников («9-е мая». 1970), З.П. Аршакуни («Праздник Победы на Неве». 1969), И.Н. Воробьева («День Победы». 1978), Н.Н. Благоволин («Салют Победы». 1980). 

Девизом выставки могли бы стать гордые и торжественные слова с плаката ленинградского художника Н.М. Кочергина, исполненного в 1946 году, уже не только после  безоговорочной капитуляции нацистской Германии, но и после разгрома милитаристской Японии и окончания Второй мировой войны: «Слава победителям!».

Ознакомиться с виртуальной выставкой «Великая Отечественная война»

По материалам сайта Виртуального Русского музея и
вступительной статьи С Н. Левандовского к виртуальной выставке.